Сайт Лоханина А.М.

Категории каталога

Китай - общество. [3]
Здесь будут находиться мои статьи посвященные тому что происходит внутри Китая. Сразу оговорюсь - китайского я не знаю, что безусловно сильно ограничивает мои познания о том что происходит внутри страны. Но я обещаю работать над собой. :)
Китай и мир: внешняя политика Китая [1]
Здесь будут располагаться статьи о внешней политике КНР.
История Китая [0]
Статьи посвященные разным аспектам китайской истории.

Наш опрос

Какая страна логикой своего исторического развития больше всего похожа на Россию?

Всего ответов: 9

Каталог статей

Главная » Статьи » Китай » Китай - общество.

Антон Лоханин. Фалуньгун и его влияние на современный Китай.

Религиозно-мистическое движение Фалунгун или как его называют иначе – Фалун Да Фа появилось в 1992 году, и было официально зарегистрировано в качестве общества по изучению традиционной гимнастики Цигун. Тогда еще мало кто мог предвидеть, какой огромный размах и резонанс в самом ближайшем будущем будет вызывать деятельность организации. Основатель общества – Ли Хунжи был человеком на первый взгляд мало примечательным и по-своему типичным продуктом своего времени. Ли Хунжи (в переводе - непреклонная воля) родился 7 июля 1952 года в городе Гунчжулин в провинции Цзилинь в Манчжурии. Родители воспитывали мальчика в буддийской традиции, прививая ему уважение к традиционной китайской культуре. В школе Ли проучился до 1966 г. когда события культурной революции прервали обучение 14-летнего юноши в шестом классе и круто изменили его жизнь. Борьба с буддизмом рассматриваемым КПК как «феодальный пережиток» была существенным элементом многочисленных репрессивных кампаний развернутых Мао Цзэдуном. Какое влияние оказали они на юного Ли Хунжи доподлинно неизвестно. Его собственные рассказы о детстве настолько переполнены мифами, что фактически невозможно отличить истину от лжи. Доподлинно известно что в 1970 году в возрасте 18-ти лет Ли записался в армию где прослужил 8 лет, вплоть до увольнения в запас в 1978. Даже после увольнения двадцатишестилетний Ли не теряет связи с вооруженными силами и до 1982 работает администратором в гостинице для военнослужащих, а с 1982 по 1991 – в отделе охраны продовольственной компании. Его увольнение из вооруженных сил совпадет с потеплением обстановки после смерти Мао в 1976, но вместе с тем и началом рыночных реформ, принесших благосостояние далеко не всем, и далеко не сразу. По своим собственным словам Ли Хунжи не терял интереса к буддизму всю свою жизнь и даже в 70-е годы в разгар антирелигиозных кампаний тайно продолжал изучать его. 

В 1991 году с группой друзей он изучает китайскую дыхательную гимнастику цигун, параллельно работая над собственнойтрактовкой упражнений в духе модернизированного буддизма, которая, вскоре, получит названиеФалуньгун (Совершенствование в познании колеса Дхармы).Первая лекция Ли Хунчжи состоялась в 1992 году в помещении Средней школы № 5 города Чанчуня. Организовать ее помог преподаватель физкультуры этой школы и знакомый Ли Хунчжи по занятиям цигун Чэнь Дяньу. Основная масса слушателей лекции были любители Цигун из числа учеников Ли Вэйдуна - учителя цигун Ли Хунжи. В ходе своего выступления, опираясь на цитаты из китайских научно-популярных журналов, Ли Хунжи попытался доказать что современная наука не может дать верное представление о вселенной и только ее сплав с буддийской мистической традицией способен дать адекватную картину мира. Далее Ли скромно признался что является живым воплощением Будды и продемонстрировал несколько упражнений способных по его словам при должной настойчивости излечить любой недуг. Встреча не имела особого успеха – учитель Ли Вэйдун ушел не досидев до конца, а аудитория в большинстве своем восприняла лекцию скептически. Первая неудача не сломила Ли Хунжи и уже в 1992 году он направляется в Пекин для того чтобы официально зарегистрировать свою собственную школу цигун. Регистрация подобных организаций в то время было делом чисто формальным. Поскольку Ли был единственным автором своего «стиля» никакой аттестации не проводилось, и после уплаты госпошлины его организация получила официальный статус.

Дальнейшая деятельность Ли Хунжи изучена плохо, но ее результаты безусловно впечатляют. К концу 90-х годов XX века на территории КНР было создано 39 главных центров наставничества, в подчинении которых находится 1900 пунктов наставничества, направлявших деятельность 28 253 низовых организаций по всей стране. За 7 лет (с 1992 по 1999) количество последователей учения выросло до 2,1 миллиона человек. Это примерно половина от числа людей вступивших за тот же период времени в компартию. Организация «Фалунгун» строго централизована и формализована. Существует огромное количество должностных инструкций и предписаний для функционеров самых разных звеньев. Распоряжения Ли Хунжи именуются приказами или предписаниями. Нет сомнения в том, что армейская школа не прошла для него даром.Фалунгун ведет активную пропагандистскую деятельность используя все достижения современной науки – лекции на ДВД-дисках, Интернет, и т.д. Членство в организации Ли Хунжи далеко не бесплатное. Так, например, в 90-х годах в Харбине за вхождение в группу к наставнику Фалунгун, надо было заплатить 53 юаня, а по стране эта сумма доходила до 100 юаней. Книга Ли Хунжи «Фалуньгун» стоила 20 юаней. Стоимость кассет с проповедями доходила до 300 долларов. Вход на лекции учителя и его эмиссаров всегда платный. Неудивительно что только за период с 1993 по 1994 гг. организацией было выручено 428 тыс. юаней за книги и фильмы и около 789 тыс. за взносы в группы, т.е. всего 1.217.000 юаней (примерно 135 тысяч долларов).Не случайно когда в 1999 г. Правительство начало масштабную кампанию против Фалунгун одним из главных обвинений было уклонение от уплаты налогов, переписи на родственников домов и машин и т.д. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что до 1999 года официальный Пекин не только не имел никаких претензий к деятельности Фалуньгун, но даже покровительствовал деятельности организации. Так, например, книги Ли Хунжи печатались государственными издательствами (в том числе даже издательствами Министерства Обороны КНР) [3. C. 55], а его организация получала престижные премии за свою деятельность. В деятельности Фалуньгун принимало участие немало членов КПК, в том числе, по непроверенным данным, несколько высокопоставленных партийных функционеров самого высокого уровня [4. C. 173]. По мнению Ю.М. Галеновича, подобная политика КПК в отношении Фалуньгун и других религиозных и околорелигиозных организаций была продиктована желанием дать китайцам возможность для самовыражения в сфере не связанной с политикой. [3. C. 55] Конфронтация с властями началась в апреле 1999 года, когда в Пекине, более 10 тысяч человек взяли в кольцо правительственную резиденцию Джуннаньхай. Люди прибывшие со всех концов страны устроили молчаливую забастовку, полностью перекрыв вход в здание. Их требованиями были освобождение арестованных в Тяньцине активистов организации и публичное разъяснение отношения властей к критике движения со стороны ученого-физика Хэ Цзосю, чьи статьи опубликовал один из государственных научных журналов. Судя по всему, правительство не ожидало такого поворота событий, и долгое время вообще было не в состоянии сформулировать свою позицию и принять решение как реагировать на подобный вызов. Поначалу реакция властей была удивительно мягкой – представители правительства пообещали разобраться с ситуаций с арестованными, и толпа вокруг резиденции Джуннаньхай разошлась. Безусловно, правительство было обеспокоено деятельностью Фалуньгун еще до апрельского инцидента. Вполне вероятно, что истинной причиной выступлений, были вовсе не арест тайцзиньских активистов, а вышедшая зимой 1999 года директива министерства общественной безопасности КНР, запрещающая принимать членов Фалуньгун на государственную службу [3. C. 257]. Одновременно, ЦК КПК приняло решение, запрещающее членам партии членство в секте [3. C. 257]. На наш взгляд инцидент вокруг резиденции Джуннаньхай был со стороны Ли Хунжи публичной демонстрацией силы, попыткой запугать правительство массовостью народной поддержки, заставить правительство отказаться от выпущенных запретов и публично декларировать свою поддержку движению. Вопрос о членстве в партии и государственных организациях имел критическое значение для будущего «Фалуньгун». И дело тут не только в судьбах многочисленных последователей Ли Хунжи, работавших в государственных организациях и занимавших партийные посты. Вполне вероятно, что стратегией организации было своеобразное сращивание с государством и партией «изнутри». В пользу этого говорит и годовое затишье после демонстрации, и крайне мягкая реакция на нее государства. Ли Хунжи вполне мог рассчитывать на поддержку своих сторонников и союзников внутри партии и госаппарата. Так же, представляется далеко не случайным, что долгое время Ли Хунжи инспирировал слухи о том, что он имел личные встречи с председателем КПК Цзянь Цземинем и главой парламента Ли Пэном, в ходе которых последние чрезвычайно серьезно отнеслись к его учению и даже поручили некие «задания». [3. C. 266] После периода относительного затишья, начиная с 2000 года, правительство переходит в наступление. Организация объявляется незаконной, проводятся аресты активистов, изымается литература, закрываются ее официальные и неофициальные сайты. Начинается массовый выход из Фалуньгун государственных и партийных служащих. Так, например, только в провинции Шаньси публично заявили о выходе из движения 50 тысяч человек. В провинции Ганьсу об подобное заявление сделали 10 тысяч человек, причем тысяча из них были членами КПК. Согласно выступлению представителя КНР в Комиссии ООН по правам человека на сегодняшний день в Китае секту покинуло 98% процентов ее членов. [5.] Подобные цифры полностью расходятся с заявлениями представителей Фалуньгун, утверждающих, что количество членов организации в Китае за последние восемь лет выросло в несколько раз. 

Ответ на репрессии не заставил себя ждать – начиная с 2000 года, Фалунгун проводит многочисленные акции протеста в самых разных городах КНР. Нередко в них участвуют иностранные граждане являющиеся последователями учения. Это не только затрудняет действия полиции и спецслужб, но и создает для властей КНР неудобные дипломатические прецеденты. Двадцать третьего июня 2002 года спутник связи Сино, который обслуживает всю территорию Китая, подвергся электронному нападению со стороны Фалунгун, в результате чего несколько отдалённых районов Китая в течение четырех часов вместо передач государственного канала CCTV-1 смотрели выступления активистов Фалуньгун критикующих правительство, партию и проповедующих учение Ли Хунжи. Через 4 часа власти обнаружили место врезки в телекабель и сигналы прервались. В течение последующих семи дней спутник связи Сино непрерывно подвергался атакам Фалуньгун, в результате чего программа 9-го канала центрального телевидения Китая и программы 10-ой телестанции провинциального уровня испытывали серьёзные помехи. Важным фронтом борьбы с КПК для Фалуньгун остается пропагандистская кампания за пределами Китая. Число последователей учения за границей множится. Секта имеет большое количество приверженцев в таких странах как США, Великобритания, Франция, Германия, Австралия. Здесь успехи последователей Ли Хунжи (который с со второй половины 90-х проживает в США) следует признать наибольшими. Конгресс США несколько раз выступал с требованиями прекратить преследования культа. С таким же обращениями выступали и ряд европейских политиков. Община сторонников Фалуньгун в России не столь велика, но темпы ее роста впечатляют.В чем же кроются причины популярности Фалуньгун? Прежде всего, они связаны с кризисом официальной идеологии и попыткой миллионов китайцев вернуться к традиционным религиозным концепциям, своеобразному «поиску корней». Но как указывает в своих работах Ю.М. Галенович официальная Китайская буддистская ассоциация возглавляемая старцем Чжао Пучу в глазах многих китайцев выглядит непривлекательной в силу своих тесных связей с государством. [4. С. 169.] Вместе с тем эксплуатируя религиозные чувства китайцев Фалуньгун обещает своим последователям чудесное, бесплатное исцеление от всех болезней и чудесное покровительство учителя Ли дарующее успех и счастье в этой и последующих жизнях. Само по себе учение имеет довольно слабое отношение к буддизму. Будет точнее сказать, что оно активно использует широкий ряд буддистских понятий, трактуемых впрочем, чрезвычайно вольно. Учитель Ли в своих книгах весьма позитивно отзывается о науке и неоднократно называет свое учение не религией, а высшей формой научного знания. На основании публикаций в научно-популярных журналах он оспаривает возраст Вселенной и утверждает, что она неоднократно гибла и возрождалась в результате борьбы космических сил добра и зла. Наш мир, в ближайшей перспективе, так же ожидает разрушение. Единственной силой которая не дает ему погибнуть, является учитель Ли Хунжи, который с помощью своих сторонников противостоит потусторонним силам зла. Учение отличает развитая система представлений о зловредных духах незримо влияющих на людей, заставляющих делать злые поступки, отрекаться от истины. Возможно, именно с попытками избавиться от них связаны широко растиражированные правительством случаи членовредительства, убийств и самоубийств среди последователей культа. Последователи Ли Хунжи верят, что невидимые злые духи могут скрываться даже на страницах книг. Поэтому некоторые из них принимают обет не читать никакой литературы кроме книг учителя. Согласно учению, все ученики Фалуньгун в момент своего вступления получают от учителя незримую нематериальную сущность – «фалунь», которая поддерживает постоянный контакт с учителем и вырабатывает позитивную энергию, благотворно влияющую как на тело, так и на судьбу человека. Важным элементом учения является представление о трансформации энергии кармы (Дэ). Человек, подвергающийся притеснению, духовному или телесному насилию компенсирует ущерб, получая часть положительной кармы обидчика, в то время как последний воспринимает негативную карму пострадавшего. Подобный постулат фактически поощряет последователей на мученичество, ради грядущего в этой или следующей жизни счастья. Ли Хунжи в своей книге Чжуань Фалунь объясняет это так: «Религия учит: при наличии Дэ, если человек в нынешней жизни чего-то не получит, то он получит это в будущей жизни. Что же он получит? Если у человека много Дэ, он может стать крупным чиновником, может сильно разбогатеть. Он будет иметь все, что только захочет. И все будет получено в обмен на Дэ. Религия также утверждает: если у человека нет Дэ, то и тело, и Юаньшэнь его погибнут. Его Юаньшэнь перестанет существовать. После его смерти все умрет, все без остатка перестанет существовать».[2. Лекция 1.] Подобная трактовка не характерна для традиционного китайского буддизма и носит ярко выраженный функциональный характер. Подчеркивая что корни его учения проистекает из многовековой китайской традиции, Ли Хунжи тем не менее объявляет, все прочие буддийские учения неверными или суррогатными по отношению к своему. [1. Глава 1; 2. Лекция 1.] На данный момент ставить точку в противостоянии китайских властей и Фалуньгун еще рано. Ни одна из сторон, вопреки многочисленным заявлениям об обратном, не достигла в своей борьбе сколь либо значительного успеха. Чем она закончится, покажет время.

Литература:

1.Хунжи Ли. Фалуньгун (исправленное издание). // http://www.falundafa.ru/books.html

2.Хунжи Ли. Чжуань Фалунь. // http://www.falundafa.ru/books.html

3.Галенович Ю.М. Прав ли Дэн Сяопин, или китайские инакомыслящие на пороге XXIвека. – М.: Изограф, 2000. – 288 с.

4.Галенович Ю.М. Заметки китаеведа.– М.: Муравей, 2002. – 328 с.

5.Китайский представитель о секте Фалуньгун. // chinaembassy.ru  

Категория: Китай - общество. | Добавил: lokhanin (01.11.2009)
Просмотров: 1773 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
1 Анонимус  
0
В названии статьи поставьте точку после вашего имени и фамилии =)
забавно получаеться Антон Лоханин Фалуньгун

2 lokhanin  
0
Устранил. Спасибо за бдительность. smile

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0